08:41 

От триколора к красной звезде и обратно

aviator_bob
От триколора к красной звезде и обратно.
К столетнему юбилею отечественной авиации.
Борис Степанов Марат Хайрулин

Нынешний 2010 год можно считать юбилейным в истории развития отечественной авиации. 8 марта 1910 года на Одесском ипподроме в российское небо на аппарате тяжелее воздуха поднялся первый русский дипломированный пилот Михаил Никифорович Ефимов.

Чуть позже в мае этого года, в Гатчине совершил свой первый полет на аэроплане поручик Руднев Евгений Владимирович, ставший первым отечественным военным авиатром.

Но вернемся к геральдике, своенравная фортуна преподнесла свой подарок к этому юбилею, вернув ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ЗНАКАМ (далее О. З.) отечественной авиации цвета национального флага России.
Первыми О. З. появившимся на перкали российских самолетов можно считать изображения флага военных воздухоплателей, утвержденного еще в 1894 году.

Об использовании оного свидетельствуют как документальные источники, так и в светопись той эпохи.

Так на фотографии аварийной посадки «Фармана» одного из первых авиационных отрядов, учрежденного в 1910 году при Восточно-Сибирском воздухоплавательном батальоне, на вертикальных рулях направления аппрата ясно виднен этот флаг.

Официальное объяснение этум факту можно найти в распоряжениях штабов военных округов. Так в 1913 году, в приказе по Виленскому военному округу, описывая вводимые знаки отличия между аэропланами 4-й и 5-й воздухоплательных рот, не забыли упомянуть, что на корме аппарата должен быть «русский воздухоплавательный флаг, нарисованный или привязанный» т. е. обычный на тканевой основе.

В связи с бурным ростом мировой авиации возникла объективная необходимость в знаках государственной принадлежности на воздушных судах, 1 января 1913 года вступил в силу закон о суверенитете воздушного пространства Российской империи, утвержденный Советом министров 16 ноября 1912 года. В этом же 1913 году появляются первые проекты, собственно говоря, уже чисто авиацонных О. З., предлагавшие для аэропланов авиационных частей армии наносить на нижние плоскости трехцветные бело-сине-красные круги, а для русских частных аппаратов бело-сине-красные треугольники.

8 августа 1913 г. Военный совет утвердил Инструкцию, в соответствии с которой на русских самолетах, на нижних плоскостях крыльев наносились концентрические круги из цветов государственного флага России - белого, синего и красного.

На дирижаблях и привязных аэростатах опознавательным знаком служил воздухоплавательный флаг, но вскоре после начала первой мировой войны на их оболочки в дополнение к флагу стали наносить большие трехцветные круги, хорошо заметные и с земли и с воздуха.

Разразившаяся вскоре мировая война стала вносить свои коррективы в развитие геральдических символов отечественной авиации. Во первых из изучения документов русского генерального штаба, становится ясно, что инструкция 1913 года либо не дошла до авиационных частей либо была ими попросту проигнорирована. Так 6 (12) августа 1914 года Штаб Верховного Главнокомандующего вновь поднимает вопрос об отличии своих аэропланов от не приятельских, опять же рекомендуя ввести круги национальных цветов. На этот раз распоряжение было в частях повсеместно выполено, но так как текст самого документа был составлен крайне небрежно, без указания размеров знаков и их прорций, к тому же допускал свободную трактовку расположения цветов на поле эмблемы, что привело к появлению множества вариантов начертания О. З.


Уже первые боевые полеты выяснили, что с земли, введенные, опознавательные знаки русских аэропланов плохо различимы, из-за чего наши летчики не раз попадали под обстрел своих же батарей. В октябре 1914 года в специальном приказе главнокомандующего Северо-Западным фронтом генерала от инфантерии Н.В. Рузского приводились случаи расстрела воздухоплавательных аппаратов своими же войсками. Так, 9 сентября в Бенгхейме были расстреляны четыре аппарата Гродненского крепостного авиационного отряда 288-м пехотным полком, когда аппараты снижались. Имелись убитые и раненые, при этом также были повреждены аэропланы. Хотя еще 27 августа приказом по армиям Юго-Западного фронта войска разрешалось «открывать огонь по воздухоплавательным аппаратам, если опознавательные знаки не видны, только в том случае, когда аппарат будет бросать бомбы или сигнализировать неприятелю особыми ракетами».


Несмотря на утвержденные опознавательные знаки, указывавшие на государственную принадлежность летательного аппарата, продолжался поиск новых, более удобных и более «читаемых» символов. Наибольшее предпочтение отдавалось знакам темных тонов. Наглядным примером здесь может служить докладная записка, направленная 25 сентября 1914 года начальником Гатчинской военной авиационной школы полковником С.А. Ульяниным в Главный штаб. На рассмотрение высшему военному руководству был представлен проект «Инструкции для принятия мер предосторожности во избежание обстрела своих воздухоплавательных аппаратов» и силуэтов русских и неприятельских аэропланов. С.А.Ульянин доказывал, что цветные круги на крыльях русских аэропланов в качестве отличительных знаков совершенно не видны на большой высоте. В связи с этим в военной авиационной школе начали проводить опытные полеты летательных аппаратов с треугольными черными флагами, которые оказались достаточно заметными с земли.

В «Инструкции по воздухоплаванию», утвержденной в конце ноября 1914 года, отмечалось, что все военные и частные летательные аппараты должны быть снабжены отличительными знаками: аэропланы кроме красно-сине-белых кругов на крыльях должны иметь на крыльях же треугольные черные флаги, а аэростаты – такие же большие круги национальных цветов снизу и флаги: спереди – малый военный воздухоплавательный, сзади – большой русский национальный флаг.


В следующем военном году продолжалось совершенствование традиционных О. З., которые в офицерской среде получили неофициальное название «кокард», а солдаты, попросту обзывали «мишеньками» за явное сходство с последними. Так капитан В.В.Тарновский – один из ведущих специалистов зенитной артиллерии — предлагал «за наружный размер всего круга брать ширину крыла аэроплана, ширину обода красного и синего кругов делать не более двух вершков каждый, закрашивая все остальное пространство круга яркой белой краской, и почаще его освежать.

Полезно также красить знаки и на боковых поверхностях хвоста аэроплана... ».

Предложения капитана В.В. Тарновского вскоре были учтены.
В дальнейшем принимается решение, изменить расположение цветов в концентрических кругах на крыльях самолётов: наружный – красный круг, средний – белый, в центре – синий, но от него практически сразу же отказались, так как предложенный вариант полностью совпадал с эмблемой ВВС Франции.
Брусиловский прорыв летом 1916 года завершил затянувшееся позиционное противостояние на восточном фронте. Количество воздушных боев в воздухе резко возросло, авиаторы, наконец-то, получили стрелковое вооружение, появились первые истребители. К задачам опознавания самолетов наземными войсками, добавились вопросы быстрого и четкого определения противника в воздушном бою.
Согласно принятым мерам, сами О. З. больше не изменялись, а вот количество «кокард» наносившихся на планер самолета резко увеличилось, но дадим слово документу:

« По приказанию Августейшего заведующего авиацией и воздухоплаванием в Действующей армии командирам отрядов принять меры, чтобы на всех аэропланах имелись отличительные круги не только внизу на поверхностях, но и сверху поверхностей, а также на фюзеляже и на рулях направления и глубины. Особенное внимание обратить, чтобы эта мера была немедленно применена на аппаратах типа биплан Ньюпор».
Больше до начала революционных событий резких изменеий в геральдической системе отечественной авиации не происходило.
Наверное, стоит поговорить о существоваших вариантах основных знаков государственной принадлежности более подробно. Во первых коснемся эмблем иностранной авиационной техники поступавшей в нашу армию от союзников.

С английскими самолетами все обстояло довольно просто. Согласно имеющимся в наличии фотоматериалам, гордые британцы, не ведали о наших национальных символах, присылая авиатехнику, либо в окраске и со знаками своих ВВС, либо вообще без оных.

Французы же хотя и наносили на свои самолеты, поставлявшиеся в Россию, опознавательные эмблемы согласно цветовым сочетаниям, принятым в русской авиации, но по нормам и правилам, принятым для их ВВС.
Хотя, со временем, внешний вид О. З. и их расположение, на поступавшей из Франции авиатехнике, вплотную приблизились к манерам отечественных производителей. Правда время от времени выяснялось, что некоторое количество присланных французами самолетов оказывалось, как и их британские коллеги со своими родными «кокардами» и гальским триколором на хвосте, но скорее всего это были жертвы все усиливавшейся организационной неразберихи охватившей страну, так как через Россию проходили пути снабжения союзной Румынии.

Некоторое разнообразие в эмблематику отечественных ВВС вносила Эскадра Воздушных Кораблей. Это соединение вооруженное знаменитыми тяжелыми многомоторными бомбардировщиками «Илья Муромец» имело, особый статус, подчиняясь напрямую ставке Верховного Главнокомандующего. Возможно, именно по этому, на бортах самолетов эскадры было принято наносить вместо кокард треугольные вымпелы.

Еще одни видом отечественных ВВС была флотская авиация. Моряки, естественно с самого начала хотели использовать в качестве опознавательной эмблемы традиционный андреевский флаг.

Сухопутное начальство, в принципе не возражало, настаивая лишь на том, что в случае начала военных действий на замене последнего на национальные круги. Но все это так и осталось в стадии нереализованного проекта, одной из особенностей которого, все же, стоит отметиь идею помещения на носу воздушного судна малого государственного герба.

Формально «кокарды» на крыльях флотских самолетов были утверждены в начале 1915 года, на Балтике вместе с ними на хвостах аппаратов мирно уживался андреевский флаг, официально принятый летом того же года.

К семнадцатому году андеевский флаг постепенно выходит из употребления, за исключением Школы воздушного боя в Араниенбауме.


Конец первой части.

URL
   

Дневник aviator_bob

главная